Теория относительности Эйнштейна воплощена в виде компьютерной игры
Наука и новые технологии в КазахстанеИсследователи из Лаборатории игр Массачусетского технологического института превратили теорию относительности в игру.
Теория относительности Эйнштейна является достаточно тяжелой для восприятия, из-за чего на всей планете наберется не так уж и много людей, досконально владеющих этой теорией. Для того, что бы облегчить понимание теории для простых людей исследователи из Лаборатории игр Массачусетского технологического института превратили теорию относительности Эйнштейна в простую компьютерную игру. Эта игра, получившая название "A Slower Speed of Light", имеет незамысловатый сюжет, более подходящий для детей младшего дошкольного возраста. Просто ходите по виртуальному пространству и собирайте разбросанные разноцветные шары, пока не наберете 100 шаров. Но интересен не сам сюжет игры, а то, как эти действия игрока влияют на окружающий его мир.
По мере того, как игрок собирает все больше и больше шаров, в виртуальном мире происходит замедление скорости света. А это, в свою очередь, проявляется появлением множества интереснейших явлений и неожиданных эффектов.
Так что же это за эффекты? Во-первых, игрок получает возможность видеть свет вне видимого диапазона, в ультрафиолетовом и инфракрасном спектре. Это получается из-за того, что поскольку наблюдатель двигается с высокой скоростью, световые волны, прибывающие со стороны направления его движения сжимаются, т.е. их длина волны уменьшается, таким образом становится возможным увидеть инфракрасный свет и даже радиоволны.
Свет, излучаемый объектами от которых наблюдатель удаляется, растягивается по длине волны, видимый спектр смещается в красную и инфракрасную область, а видимым становится более коротковолновое излучение, ультрафиолетовое, гамма- и рентгеновское излучение. Оба вышеописанных явления являются проявлением всем известного эффекта Допплера.
Другое проявление теории относительности заключается в том, что видимое наблюдателем изображение имеет высокую яркость и четкость по его центру, а по бокам изображения объектов становятся размытыми и искаженными. Это последствия явления, называемого релятивистским отклонением, благодаря которому весь окружающий мир начинает выглядеть так, как его можно увидеть через широкоугольную линзу, называемую "рыбьим глазом".
В игре так же проявляется эффект расширения времени и расстояний при движении на релятивистских скоростях. При приближении скорости движения к скорости света время движущегося объекта замедляется, часы наблюдателя начинают идти медленнее. Это то, что в науке называют "двойным парадоксом" и это то, что описано во множестве научно-фантастических произведений, в частности в романе Джо Холдемена "Бесконечная война".
Играя в игру "A Slower Speed of Light" можно заметить еще один необычный и менее известный эффект теории относительности - движущийся на околосветовой скорости объект выглядит короче в направлении своего движения. Проявляется этот эффект тем, что человек, бегущий со скоростью света, для неподвижного наблюдателя выгледел бы абсолютно плоским, хотя с точки зрения самого бегуна все было бы нормально.
Результатом финала игры "A Slower Speed of Light" является виртуальный мир, в котором абсолютно все искажено, а движущиеся объекты замедляются до полной остановки. Конечно, некоторым людям это все покажется достаточно простым и понятным, но остальным людям будет достаточно интересно прочти вживую взглянуть на необычные проявления теории относительности Эйнштейна.
Источник: dailytechinfo.org,25 ноя 2012